Вопрос:

Согласно п. 17 ст. 39.11 ЗК РФ если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого земельного участка не заключен с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или с единственным принявшим участие в аукционе его участником, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной начальной цены предмета аукциона, но не более чем на тридцать процентов начальной цены предмета предыдущего аукциона.

При этом, согласно п. 23 ст. 39.12 ЗК РФ организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона в случае, если аукцион был признан несостоявшимся и лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник в течение тридцати дней со дня направления им проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры (при наличии указанных лиц). При этом условия повторного аукциона могут быть изменены.

С учетом системного толкования п. 17 ст. 39.11 и п. 23 ст. 39.12
ЗК РФ изменение условий повторного аукциона возможно лишь при признании аукциона несостоявшимся при наличии единственного участника аукциона (единственной заявки на участие в аукционе) которому направлялся договор, либо во всех случаях признания аукциона несостоявшимся (с учетом того, что в п. 23 ст. 39.12 ЗК РФ идет речь о возможном отсутствии лиц, которым направляется договор).

В каком объеме могут изменяться условия проведения повторного аукциона в случае наличия обстоятельств, предусмотренных вышеуказанными статьями – только условие о цене путем понижения не более чем на 30 процентов (п. 17 ст. 39.11 ЗК РФ), либо, наравне с ценой, могут быть изменены и другие условия, которые не влияют на размер определения начальной цены (например, срок договора аренды земельного участка и иные условия).

Федеральным законом от 03.07.2018 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» внесены изменения, в том числе в статьи 39.11, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Так, согласно пункту 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона
на право заключения договора аренды земельного участка, включенного
в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Статья 39.16 ЗК РФ дополнена основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.»

Особенности предоставления земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 ЗК РФ.

Так, в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, при отсутствии оснований для отказа, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Из указанных положений в их совокупности следует, что законодатель ограничил субъектный состав лиц, которые могут быть участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, однако оснований для отказа в принятии заявления о намерении участвовать в аукционе от лиц, не являющихся субъектом малого или среднего предпринимательства законодательством не установлено.

Таким образом, с одной стороны, отказ в принятии заявления
о намерении участвовать ваукционе, является нарушением части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившемся в не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах.

С другой стороны, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных крестьянских (фермерских) хозяйств, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства о намерении участвовать в аукционе уполномоченному органу необходимо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, ио проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что ограничивает право хозяйствующих субъектов на заключение договора аренды земельного участка без торгов.

30 ноября 2018, 15:17

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела запрос о разъяснении применения норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части организации и проведении земельных торгов с особенностями, предусмотренными пунктом 10 статьи 39.11 и пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельные торги), и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). ФАС России дает разъяснения по вопросам применения антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

Таким образом, ФАС России не уполномочена давать разъяснения по вопросам применения норм земельного законодательства.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, Заявитель вправе обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации в целях получения разъяснения поставленных вопросов.

В части применения к описанным в обращении общественным отношениям норм антимонопольного законодательства, ФАС России считает возможным сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах., запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Указанные нормы антимонопольного законодательства не содержат исчерпывающего перечня действий органа власти, которые могут быть квалифицированы в качестве нарушения антимонопольного законодательства, но указывают на связь такого действия и неблагоприятных последствий в виде ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 10 статьи 39.11 ЗК РФ, участниками Земельных торгов могут являться только граждане или, в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством (далее - КФХ) его деятельности - граждане и КФХ.

Кроме того, на основании пункта 10 статьи 39.11 ЗК РФ и части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» круг участников Земельных торгов ограничен до КФХ, являющихся субъектами малого и среднего пред пр ин им ател ьства.

Таким образом, исполнение названных требований земельного законодательства по предоставлению преимуществ субъектам малого и среднего предпринимательства при проведении Земельных торгов не может быть рассмотрено антимонопольным органом в качестве ограничивающего конкуренцию нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, орган власти наделен властными полномочиями в области землепользования, способными напрямую влиять на уровень конкуренции при проведении на подведомственной территории Земельных торгов.

В случае установления взаимосвязи между ограничивающими конкуренцию действиями или бездействием органа власти и наступившими негативными последствиями в виде ограничения конкуренции на товарных рынках, связанных с оборотом прав на земли сельскохозяйственного назначения, в действиях органа власти антимонопольным органом может быть установлено нарушение требований части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18, пунктом 26 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства.

Согласно пункту 4 статьи 39.18 ЗК РФ, граждане и КФХ, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в Земельных торгах (далее - Заявление о намерениях) и законом не предусмотрены основания для отклонения данного заявления КФХ со стороны органа власти.

Также необходимо учитывать, что согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», членами фермерского хозяйства могут быть состоящие в родстве граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства не более чем из трех семей, а так же не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства граждане, но не более пяти человек.

В силу требования пункта 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ, в Земельных торгах могут принять участие граждане и КФХ, декларирующие свою принадлежность или соответствие требованиям к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Субъекты МСП).

Следовательно, при указанных в Обращении обстоятельствах, организатор торгов обязан отказать не являющемуся Субъектом МСП КФХ в допуске к участию в Земельных торгах в связи с неисполнением заявителем требования пункта 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ.

Кроме того, подача Заявления о намерениях со стороны не являющегося Субъектом МСП КФХ, не исключает возможности соответствия такого КФХ требованиям законодательства для участия в Земельных торгах на момент их проведения.

Таким образом, препятствование органом власти хозяйственной деятельности КФХ на стадии направления Заявления о намерениях может привести к уменьшению количества участников проведенных впоследствии Земельных торгов, а следовательно к ограничению конкуренции.

Дополнительно сообщаем, что вывод о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства может быть сделан антимонопольным органом по результатам сбора и анализа доказательств в ходе рассмотрения заявления или материалов, исходя из конкретных обстоятельств совершения органом государственной власти или органом местного самоуправления действий, которые могут привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Наверх