6. Вопрос: «Реклама вина с надписью 18 + допустима ли в журналах?»

06 сентября 2018, 14:29

В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции» (далее – Закона об обороте алкогольной продукции), алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В статье 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) закреплены особенности рекламы алкогольной продукции.

Относительно рекламы алкоголя в печатных изданиях данной статьей установлены следующие требования. В соответствии п. 1, 2 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Таким образом, реклама вина допустима в журналах при соблюдении требований п. 1 ч. 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, а именно:

- рекламируемое вино, игристое вино (шампанское) должно быть произведено в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда;

- не должна размещаться на первой и последней страницах и обложках журналов;

- в обязательном порядке должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции (не менее 10 % рекламной площади) – требование ч. 3 ст. 21 Закона.

При этом подобная реклама не должна размещаться в журналах, предназначенных для несовершеннолетних.

 

Относительно «надписи 18+» в рекламе алкоголя поясняем, что Закон о рекламе не содержит отдельного требования об указании «18+» в рекламе алкогольной продукции.

При этом необходимо иметь в виду, что ч. 10.1. ст. 5 установлено, что не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон о защите детей), без указания категории данной информационной продукции.

Указанное требование распространяется только на рекламу информационной продукции, и только такой информационной продукции, которая подлежит возрастной классификации.

Под информационной продукцией согласно ст. 2 Закона о защите детей понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Соответственно, информация в сети «Интернет» подпадает под понятие информационной продукции.

Журналы также подпадают под понятие печатной продукции.

Требование ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг. В том числе алкогольной продукции.

Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу, объектом рекламирования в которой выступает не информационная продукция, например, вклад в банке, автомобильный салон, ресторан, алкогольная продукция и т.п., в том числе в случае, если в рекламе данных товаров/услуг указан сайт в сети "Интернет" в качестве источника информации, на котором можно получить более подробные сведения о рекламируемом товаре.

Наверх