4. Вопрос: «Вопрос этики слишком скользок. Кто-то видит младенца, кто-то любовь к мясу…и где грань??? Кого-то обязательно что-то ранит».

06 сентября 2018, 14:28

Действительно, как указал ФАС России (Письмо ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе») вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.)

Таким образом, только в случае, когда антимонопольным органом устанавливается, что значимое количество потребителей рекламы (не менее 20-30%) может воспринять ее как содержащую непристойные, оскорбительные образы, выражения, сравнения, то такая реклама признается ненадлежащей и нарушающей ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

В целях оценки наиболее спорной и неоднозначной рекламы, в том числе на предмет соответствия нормам этики и морали, при Волгоградском УФАС России создан и работает Экспертный совет по применению рекламного законодательства.

Наверх