3. Вопрос: «Существуют ли этические рамки, точнее как понять, что можно рекламировать?»

06 сентября 2018, 14:26

Ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), связанные с так называемой неэтичной рекламой, содержатся в нескольких нормах данного закона. К ним, в частности, можно отнести:

1. часть 6 статьи 5 Закона о рекламе

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

При этом ФАС России следующим образом рассматривает данные понятия (Письмо ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»):

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

 

2. запрет на отдельные формы недобросовестной рекламы – некорректное сравнение товаров, порочение чести, достоинства и деловой репутации в т.ч. конкурентов, акты недобросовестной конкуренции.

Так, частью 2 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

3. В Законе о рекламе существуют также другие общие запреты, связанные с этическими требованиями

Частью 4 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера.

 

4. Кроме того, статьей 6 Закона о рекламе «Защита детей в рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе, установлено, что не допускаются, в том числе:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Наверх