Доклад по правоприменительной практике Волгоградского УФАС России в сфере контроля органов власти
06 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад по правоприменительной практике

Волгоградского УФАС России

в сфере контроля органов власти

 

Контроль соблюдения антимонопольного законодательства органами власти

Одним из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции является снижение к 2020 году количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти не менее чем в 2 раза.

Сферы антимонопольного контроля органов власти включают:

• Контроль актов, действий (бездействия) органов власти (ст. 15 Закона о защите конкуренции)

• Контроль соглашений и согласованных действия органов власти между собой или с хозяйствующими субъектами (ст. 16 Закона о защите конкуренции)

• Контроль соблюдения антимонопольных требований к торгам органами власти (ст. 17 Закона о защите конкуренции)

• Контроль порядка предоставления прав на имущество (ст. 17.1 Закона о защите конкуренции)

За 9 месяцев 2020 года Управлением выдано органам власти 6 предупреждений (это в 1,5 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 г и в 5 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). Исполнено 6 предупреждений, из них 2 выданных в прошлом периоде. Возбуждено 3 дела в связи с невыполнением предупреждений.

Рассмотрено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении органов власти, выдано 2 предписания, исполнены в установленный срок.

Анализ практики Управления показал, что основным нарушением антимонопольного законодательства со стороны органов местного самоуправления является передача объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в отсутствие конкурентных процедур:

- заключение договоров аренды вместо концессионных соглашений;

- заключение договоров, не предусмотренных отраслевым законодательством для данного вида имущества (договоры безвозмездного пользования, договоры хранения (ссуды), договоры эксплуатации и обслуживания объектов коммунального назначения);

- заключение «псевдо» концессионных соглашений (без проведения торгов, не отвечающих требованиям законодательства о концессионных соглашениях).

С (08.05.2013) в соответствии с Законом «О концессионных соглашениях» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованного горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по концессионным соглашениям с учетом требований, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении (416-ФЗ) и Законом о теплоснабжении (190-ФЗ), за исключением случаев, если имуществу менее 5 лет.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

В Волгоградской области муниципальных образований, в которых имущество коммунальной инфраструктуры эксплуатируется менее 5 лет практически нет, в связи с чем каждому муниципалитету необходимо заключать концессионные соглашения.

Пример предупреждения

В 2018 году администрации Побединского сельского поселения Быковского муниципального района выдано предупреждение о расторжении договора пользования муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и возврате имущества в казну в связи с несоблюдением требований Закон о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях. Администрация в установленный срок договор не расторгла, в связи с чем было возбуждено дело по признакам нарушении п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. По результатам рассмотрения признан факт нарушения антимонопольного законодательства. Глава сельского поселения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, наложен штраф 15000 руб.

Всего к административной ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ (акты, действия, бездействия должностных лиц органов власти) за 9 месяцев 2020 года привлечено 5 должностных лиц (общая сумма наложенного штрафа 75 тыс. руб., уплачено 150 тыс. руб. с учетом наложенных ранее, 1 дело обжаловано в суд – оставлено в силе).

 

Контроль проведения торгов (за исключением 44-ФЗ и 223-ФЗ)

Всего за 9 месяцев 2020 года возбуждено и рассмотрено 59 дел по жалобам на действия организаторов торгов, аукционных и конкурсных комиссий в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», из них 21 признана обоснованной, выдано 10 предписаний, 9 исполнено в срок, 10 - в стадии исполнения, 1 приостановлено судом.

Наиболее распространенными нарушениями в сфере порядка проведения процедуры торгов и порядка заключения договоров за указанный период были:

- нарушение порядка организации и проведения конкурсов в сфере земельных отношений в связи с отсутствием технических условий в документациях о торгах, порядка проведения торгов;

Пример дела

Волгоградским УФАС России рассмотрена жалоба на действия организатора торгов администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области при организации аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков под строительство. В действиях администрации выявлены нарушения подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, связанные с невключением в извещение о проведении аукциона сведений о праве собственности на земельный участок и об имеющихся обременениях земельного участка. Также администрацией нарушен п. 4 ст. 39.12 ЗК РФ в части срок размещения информации об аукционе.

- нарушение порядка реализации имущества должников через специализированные организации, заключившие государственные контракты с ТУ Росимущества в Волгоградской области, в части неуказания полной информации о предмете лота, неопубликования информации в печатном издании (рассмотрено 23 жалобы, 6 обоснованных, 4 предписания);

- нарушение порядка организации и проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в г. Волжском в части неправомерного требования у потенциальных участников конкурса наличия представительств вблизи многоквартирных домов еще до подачи заявок на участие в конкурсе.

В связи с нарушением процедуры проведения торгов по ст. 7.32.4 КоАП РФ к административной ответственности привлечены 34 должностных лица и 3 юридических лица (общая сумма наложенных штрафов 458 тыс. руб., уплачено 403 тыс. руб.).

 

Сведения об исполнении плана проведения проверок органов местного самоуправления

За 9 месяцев 2020 года Волгоградским УФАС России проведены 2 плановые проверки в отношении органов местного самоуправления: плановая выездная проверка в отношении администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области (продолжительность проверки: с 16.06.2020 по 15.07.2020), плановая выездная проверка в отношении администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (продолжительность проверки: с 16.06.2020 по 15.07.2020).

За 9 месяцев 2020 года план проверок органов местного самоуправления реализован Волгоградским УФАС России в полном объеме, даты начала проверочных мероприятий соответствовали согласованным в планах датам; неисполненных мероприятий не было.

По результатам проведенных проверок ОМСУ: 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ в связи с нарушением порядка организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (наложен штраф 3000 руб., штраф оплачен).

Наверх