ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВОЛГОГРАДСКОГО УФАС РОССИИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
01 ноября 2019, 14:14
Тип документа:
Доклады

Доклад по правоприменительной практике

Волгоградского УФАС России

в сфере контроля органов власти

 

Контроль соблюдения антимонопольного законодательства органами власти

Одним из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции является снижение к 2020 году количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти не менее чем в 2 раза.

Сферы антимонопольного контроля органов власти включают:

• Контроль актов, действий (бездействия) органов власти (ст. 15 Закона о защите конкуренции)

• Контроль соглашений и согласованных действия органов власти между собой или с хозяйствующими субъектами (ст. 16 Закона о защите конкуренции)

• Контроль соблюдения антимонопольных требований к торгам органами власти (ст. 17 Закона о защите конкуренции)

• Контроль порядка предоставления прав на имущество (ст. 17.1 Закона о защите конкуренции)

За 9 месяцев 2019 года Управлением выдано органам власти 9 предупреждений (в 3,5 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). Исполнено 19 предупреждений, из них 13 выданных в прошлом периоде. В стадии исполнения – 6 предупреждений (в том числе, выданных в предыдущий период).

Рассмотрено 7 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении органов власти, выдано 4 предписания, все исполнены в установленный срок.

Анализ практики Управления показал, что основным нарушением антимонопольного законодательства со стороны органов местного самоуправления является передача объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в отсутствие конкурентных процедур:

- заключение договоров аренды вместо концессионных соглашений;

- заключение договоров, не предусмотренных отраслевым законодательством для данного вида имущества (договоры безвозмездного пользования, договоры хранения (ссуды), договоры эксплуатации и обслуживания объектов коммунального назначения);

- заключение «псевдо» концессионных соглашений (без проведения торгов, не отвечающих требованиям законодательства о концессионных соглашениях).

С (08.05.2013) в соответствии с Законом «О концессионных соглашениях» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованного горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по концессионным соглашениям с учетом требований, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении (416-ФЗ) и Законом о теплоснабжении (190-ФЗ), за исключением случаев, если имуществу менее 5 лет.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

В Волгоградской области муниципальных образований, в которых имущество коммунальной инфраструктуры эксплуатируется менее 5 лет практически нет, в связи с чем каждому муниципалитету необходимо заключать концессионные соглашения.

Пример предупреждения

В 2018 году администрации Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района выдано предупреждение о расторжении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и возврате имущества в казну в связи с несоблюдением требований Закон о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях. Администрация в установленный срок договор не расторгла, в связи с чем было возбуждено дело по признакам нарушении п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. По результатам рассмотрения признан факт нарушения антимонопольного законодательства. Глава сельского поселения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, наложен штраф 15000 руб.

Всего к административной ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ (акты, действия, бездействия должностных лиц органов власти) за 9 месяцев 2019 года привлечено 11 должностных лиц (общая сумма наложенного штрафа 165 тыс. руб., уплачено 120 тыс. руб., 1 дело обжаловано).

 

Контроль проведения торгов (за исключением 44-ФЗ и 223-ФЗ)

Всего за 9 месяцев 2019 года возбуждено и рассмотрено 79 дел по жалобам на действия организаторов торгов, аукционных и конкурсных комиссий в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», из них 40 признаны обоснованными, выдано 33 предписания, 23 исполнены в срок, 10 - в стадии исполнения.

Наиболее распространенными нарушениями в сфере порядка проведения процедуры торгов и порядка заключения договоров за указанный период были:

- нарушение порядка организации и проведения конкурсов в сфере земельных отношений в связи с отсутствием технических условий в документациях о торгах, порядка проведения торгов (рассмотрено 27 жалобы, выдано 9 предписаний);

Пример дела

Волгоградским УФАС России рассмотрена жалоба на действия организатора торгов администрации городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области при организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под строительство жилого дома в г. Краснослободске. В действиях администрации выявлены нарушения подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, связанные с невключением в извещение о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям водоотведения. На главу администрации наложен штраф по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ в размере 3000 руб.

- нарушение порядка реализации имущества должников через специализированную организации ООО «Арнал» заключившую государственные контракты с ТУ Росимущества в Волгоградской области, в части не определения шага аукциона, неправомерного недопуска участников (рассмотрено 26 жалоб, выдано 12 предписаний, 13 дел обжаловано и поддержано в Арбитражном суде Волгоградской области);

Самым важным в рассмотрении данных дел являлся спор по поводу шага аукциона. ООО «АРНАЛ» в информационных сообщениях о торгах указывало, что торги проводятся путем повышения начальной цены, не устанавливая при этом конкретный шаг аукциона. Таким образом, размер шага аукциона не был известен для участников аукциона вплоть до непосредственного начала проведения публичных торгов.

Для того чтобы торги были признаны состоявшимися участнику торгов необходимо сделать как минимум один шаг аукциона. Неопределенность в шаге публичных торгов не позволяет претенденту на участие в торгах в достаточной мере оценить свои финансовые возможности при участии в публичных торгах, что в том числе сокращает количество претендентов на участие в них.

- нарушение порядка допуска к участию в конкурсах на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства (рассмотрено 3 жалобы, выдано 3 предписания, исполнены после обжалования в суде). В данных случаях допущены повторные нарушения, аналогичные нарушениям, выявленным в 2018 году, решения по которым обжаловались вплоть до Верховного суда и были признаны судами законными и обоснованными.

В связи с нарушением процедуры проведения торгов по ст. 7.32.4 КоАП РФ к административной ответственности привлечены 28 должностных лиц и 8 юридических лиц (общая сумма наложенного штрафа 527 тыс. руб., уплачено 397 тыс. руб.);

 

Сведения об исполнении плана проведения проверок органов местного самоуправления

За 9 месяцев 2019 года Волгоградским УФАС России проведены 3 плановые проверки в отношении органов местного самоуправления: плановая выездная проверка в отношении администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области (продолжительность проверки: с 01.04.2019 по 30.04.2019), плановая выездная проверка в отношении администрации городского округа город Фролово Фроловского муниципального района Волгоградской области (продолжительность проверки: с 01.04.2019 по 30.04.2019), плановая выездная проверка в отношении администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области (продолжительность проверки: с 01.04.2019 по 30.04.2019), плановая выездная проверка в отношении администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (продолжительность проверки: с 15.07.2019 по 14.08.2019).

По результатам проведенной проверки в отношении администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области возбуждено дело по признакам нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции и признан факт нарушения в действиях администрации при проведении торгов в связи с неверным определением режима предоставления земельного участка.

Наверх